• Главная
  • Статьи
  • Производство тракторов для аграрного сектора в России в 2011 г.

Статьи

Производство тракторов для аграрного сектора в России в 2011 г.

В 2011 г. изменения на рынке России были более существенными, чем в предыдущем 2010 г. Однако и сейчас сложившееся положение как по производству сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов), так и по отгрузке готовой продукции остается крайне сложным: многие отечественные тракторные заводы, традиционно выпускавшие тракторы, остановлены или производят минимум своей продукции, при этом увеличили объемы производства расположенные на территории России заводы так называемой отверточной сборки тракторов – МТЗ и ХТЗ, а также изготовители, осуществляющие лицензионную сборку тракторов ряда ведущих зарубежных фирм.

В результате все еще продолжающегося в тракторном машиностроении кризиса, сопровождающегося колебаниями цен не только на комплектующие, но и на продукцию заводов – изготовителей тракторов в целом, были существенно снижены не только общие объемы производства и отгрузки колесной и гусеничной тракторной техники для поставок на отечественный рынок по сравнению с докризисным 2007–2008 гг. периодом, но и во многом уменьшена номенклатура выпускаемых тракторов, дифференцированных по различным группам мощности, в основном до их базовых модификаций, а также значительно сужены их важнейшие потребительские качества. При этом фактически остановилось освоение новых, разработанных в последние годы конкурентоспособных высокопро-изводительных моделей.

Тем не менее в России для поставок на внутренний рынок за январь–декабрь 2011 г. произведено 15 843 трактора, в том числе соответственно 13 703 и 567 ед. колесных (вместе с тракторами МТЗ) и гусеничных тракторов, а также 921 ед. колесных и гусеничных тракторов ХТЗ и 652 ед. тракторов по лицензиям зарубежных фирм (приведенные данные не учитывают количество промышленных тракторов). При этом общее количество произведенных в 2011 г. тракторов в 1,7 раза превышает количество тракторов, выпущенных в 2010 г.


Производство тракторов в 2010–2011 гг., ед.

Структура производства тракторов на рынке России в 2011 г., %

Улучшили свою работу в январе–декабре 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. такие предприятия отечественного тракторостроения, как ЗАО «ПТЗ», ЗАО «Агротехмаш», ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец».

Увеличили производство тракторов (сборка тракторов МТЗ) ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ», ГУП РТ «ПО ЕлАЗ», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «Смолспецтех», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод». Причем из всех заводов, выпускающих на территории России тракторы МТЗ, только один – ОАО «САРЭКС» в 2011 г. произвел меньше тракторов, чем в 2010 г.

Сборка колесных и гусеничных тракторов увеличилась на ХТЗ ООО «Интерснаб», ООО «ТД ХТЗ-Белгород» и ООО «ТД ПодшипникМаш».


Структура производства отечественных колесных тракторов на рынке России в 2011 г., %

Кроме того, улучшил работу по производству отечественных гусеничных тракторов и ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод».

Увеличили свое производство изготовители тракторов по лицензиям зарубежных фирм, в том числе ОАО «Ростсельмаш», а также ООО «Джон Дир Русь»; ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери» и ООО «Клаас».

Производство тракторов в России в 2010–2011 гг., ед.
Предприятие-изготовитель Янв.–дек. 2010 г. Янв.–дек. 2011 г. Изменение, % (раз) 2011 г. к 2010 г.
Всего
8497
15 843
в 1,7 раза
В том числе:
Отечественные колесные, всего
912
1075
117,8
Из них:
ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ВМТЗ)
639
523
81,8
ЗАО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ)
231
432
187
ЗАО «Агротехмаш»
33
104
в 3,2 раза
ОАО «Уралвагонзавод»
ОАО «Липецкий трактор» (ЛТЗ)
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец»
9
16
177,7
Сборка колесных тракторов МТЗ, всего
6409
12 628
197,3
В том числе:
ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ»
1278
4302
336,6
ГУП РТ «ПО ЕлАЗ»
1387
3250
234,3
ОАО «Бузулукский механический завод»
1168
1712
146,6
ОАО «Смолспецтех»
1283
2593
202,1
ОАО «САРЭКС»
1284
771
 
ОАО «Череповецкий литейно-механический завод»
9
49
в 5,4 раза
Сборка колесных и гусеничных тракторов ХТЗ, всего
455
921
202,4
В том числе:
ООО «Интерснаб»
1
9
в 9 раз
ООО «ТД ХТЗ-Белгород»
391
664
169,8
ООО «ТД ПодшипникМаш»
63
248
в 3,9 раза
По лицензиям зарубежных фирм, всего
189
652
322,6
В том числе:
ООО «КамТЗ»
4
ОАО «Ростсельмаш»
136
233
171,3
ООО «Джон Дир Русь»
275
ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери»
49
134
273,5
ООО «Клаас»
10
Отечественные гусеничные, всего
532
567
106,6
В том числе:
ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ)
531
567
106,8
ОАО «Алтайский трактор»
1
Прочие
1255
715
57,0
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, выпуск № 3, март 2012 г.

В то же время снизились объемы производства в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на ООО «ВМТЗ». Не выпустили ни одного трактора ОАО «Алтайский трактор», ОАО «Уралвагонзавод» и ОАО «Липецкий трактор».

Наибольшее количество тракторов для рынка России в 2011 г. произвели расположенные на ее территории изготовители тракторов МТЗ (сборка) (3/4 объема рынка). Далее по степени убывания расположились заводы, выпускающие отечественные колесные тракторы, а также занимающиеся сборкой тракторов ХТЗ, прочие предприятия и предприятия, производящие тракторы по лицензиям зарубежных фирм, заводы отечественных гусеничных тракторов.

Предприятия, производящие отечественные колесные тракторы, расположились по убыванию количества выпускаемых тракторов в следующем порядке: ООО «ВМТЗ», ЗАО «ПТЗ», ЗАО «Агротехмаш» и ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец».


Структура производства отечественных гусеничных тракторов на рынке России в 2011 г., %

Единственным монополистом, выпускавшим гусеничные тракторы для рынка России в 2011 г., является ОАО «ТК «ВгТЗ», продукция которого при отсутствии поставок с ОАО «Алтайский трактор» охватывает в настоящее время 100% рынка.


Структура производства тракторов МТЗ (сборка) на рынке России в 2011 г., %

Из предприятий, поставляющих тракторы МТЗ для рынка России в 2011 г., лидером было ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ». Далее в порядке убывания следовали ГУП РТ «ПО ЕлАЗ», ОАО «Смолспецтех», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «САРЭКС» и ОАО «Череповецкий литейно-механический завод».

Россия по-прежнему остается главным рынком сбыта продукции МТЗ как в части производства, так и отгрузки готовых тракторов, в том числе за счет их отверточной сборки на территории России. Причем одним из весомых аргументов в пользу тракторной техники из Беларуси является ее дешевизна по сравнению с аналогичными тракторами ведущих зарубежных фирм.

Лидером поставок тракторов ХТЗ на рынок России в 2011 г. было ООО «ТД ХТЗ-Белгород». Далее в порядке убывания расположились ООО «ТД ПодшипникМаш» и ООО «Интерснаб».

Если говорить о производстве в России тракторов ведущих зарубежных фирм, то первое место по их производству занимало ООО «Джон Дир Русь», далее следует ООО «Ростсельмаш», затем ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери» и ООО «Клаас».

Объем производства тракторов на основных предприятиях России в 2011 г., тыс. руб.
Производитель 2010 г. 2011 г. Изменение, в %, раз
ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ»
3 627 005
ЗАО «ПТЗ»
2 578 422
3 053 160
118,4
ОАО «Смолспецтех»
628 510
1 460 784
232,4
ООО «ТД ХТЗ-Белгород»
577 336
1 121 609
194,3
ООО «ТД ПодшипникМаш»
339 337
ЗАО «Агротехмаш»
264 140
676 250
256,0
ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери»
137 516
473 570
в 3,4 раза
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец»
97 200
373 400
в 3,8 раза
ООО «ПодшипникМаш»
339 337
ОАО «Уралвагонзавод»
45 804
22 409
28,9
ООО «Интерснаб»
1900
12 990
в 6,8 раз
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, выпуск № 3, март 2012 г.

Самые высокие показатели по производству в России тракторов для аграрного сектора были у таких предприятий, как ООО «ВМТЗ», ЗАО «ПТЗ», ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ», ГУП РТ «ПО ЕлАЗ», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «САРЭКС», ООО «ТД ХТЗ-Белгород», ООО «ТД ПодшипникМаш», ОАО «Ростсельмаш», ООО «Джон Дир Русь» и ОАО «ТК «ВгТЗ, т. е. в числе лидеров, как и в 2010 г., оказались опять не отечественные заводы, традиционно выпускающие тракторы, а предприятия, осуществляющие отверточную сборку тракторов МТЗ.


Структура производства тракторов по лицензиям зарубежных фирм на рынке России в 2011 г., %

Структура производства тракторов ХТЗ на рынке России в 2011 г., %

В результате в январе–декабре 2011 г. на целом ряде положительно зарекомендовавших себя с точки зрения повышения выпускаемой продукции предприятий России по сравнению с 2010 г. существенно выросли в денежном выражении объемы производства колесной и гусеничной тракторной техники.

Отгрузка наиболее популярных моделей тракторов в России в 2010-2011 гг., ед.
Производитель Модель трактора 2010 г. 2011 г. Изменение, в %, раз
ЗАО «ПТЗ»
Всего
223
430
192,8
В том числе
К-744Р05
14
29
207,1
К-744Р1
41
116
282,9
К-744Р2
72
167
231,9
К-744Р3
52
118
226,9
К-9450
ЗАО «Агротехмаш»
Всего
67
131
195,5
В том числе
АТМ 3180
16
52
в 3,3 раза
АТМ 4200
20
36
180,0
АТМ 5280
31
43
138,7
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец»
К-707Т
11
15
177,8
ОАО «Смолспецтех»
Беларус 82.1-СМ
1282
2405
187,6
ОАО «Уралвагонзавод»
Всего
21
14
66,7
В том числе
РТ-М-160
12
5
41,7
РТ-М-160У
9
9
100,0
ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ»
Всего
3942
В том числе
Беларус- 3022ДЦ1
95
Беларус-1220.3
161
Беларус-1523
196
Беларус-892
2335
Беларус-920
1068
ООО «ТД ХТЗ-Белгород»
Всего
 
1170
В том числе
ХТЗ-150К-09
412
ХТЗ-150К-09-01
72
ХТЗ-17221
296
ХТЗ-17221-01
76
Т-150-05-09-12
86
ООО «ТД ПодшипникМаш»
Всего
225
В том числе
ХТЗ-150К-09
70
ХТЗ-17221
132
ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери»
Agrotron AT165.7
45
50
111,1
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, выпуск № 3, март 2012 г.

В связи с ростом объемов производства тракторов на указанных предприятиях особый интерес представляют данные по количественной отгрузке отдельных моделей тракторов на отечественных заводах, а также тракторов МТЗ и ХТЗ, которые, очевидно, продолжают пользоваться наиболее устойчивым спросом у отечественных потребителей.

Данные по отгрузке готовой продукции (в денежном выражении) в 2011 г. для наиболее успешных в этом отношении предприятий приведены в таблице.

Эти данные показывают, что помимо увеличения производства тракторов на многих предприятиях возрос и показатель их отгрузки, что свидетельствует об оживлении на отечественном рынке колесных и гусеничных тракторов в 2011 г. Таким образом, увеличивающаяся реализация и сбыт тракторов, которые теперь застаиваются в меньших количествах на площадках готовой продукции, обеспечивают рост объемов их продаж, а значит, рентабельности предприятий, производящих эти тракторы.

Отгрузка тракторов предприятиями России в 2011 г., тыс. руб.
Предприятие-изготовитель 2010 г. 2011 г. Изменение, %, раз
ЗАО «ПТЗ»
2 558 410
4 196 145
164,0
ЗАО «Агротехмаш»
454 340
811 291
178,6
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец»
70 900
294 300
в 4,2 раза
ОАО «Уралвагонзавод»
82 157
59 454
72,4
ООО «Интерснаб»
10 890
ООО «Ростсельмаш»
10 608 627
17 793 528
167,7
ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери»
209 165
374 217
178,9
ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ»
3 499 135
ООО «ТД ХТЗ-Белгород»
933 776
2 096 493
224,5
ОАО «Смолспецтех»
659 018
1 497 037
227,2
ООО «ТД ПодшипникМаш»
337 185
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, выпуск № 3, март 2012 г.

Причем по-прежнему наибольшим спросом у заказчиков продолжает пользоваться продукция МТЗ, его сборочных предприятий на территории России как наиболее приспособленная к российским условиям эксплуатации.

Вместе с тем итоги начала 2012 г. свидетельствуют о продолжающемся накоплении на складах предприятий значительного количества нереализованных тракторов, в том числе как у дилеров ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ» и ОАО «САРЭКС», так и ОАО «ТК ВгТЗ», а также других производителей, в связи с чем по этому направлению еще предстоит напряженная работа на предприятиях, изготавливающих тракторную технику.

Кроме указанных выше моделей колесных тракторов небольшой и средней мощности, 2011 г. характеризовался появлением на отечественном рынке большого количества китайских и южнокорейских тракторов тяговых классов 0,6–1,4, причем ожидается, что в дальнейшем поставки этих тракторов будут только наращиваться и они существенно потеснят аналогичные тракторы из Беларуси.

Источник: http://www.os1.ru