Производство тракторов для аграрного сектора в России в 2011 г.
В 2011 г. изменения на рынке России были более существенными, чем в предыдущем 2010 г. Однако и сейчас сложившееся положение как по производству сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов), так и по отгрузке готовой продукции остается крайне сложным: многие отечественные тракторные заводы, традиционно выпускавшие тракторы, остановлены или производят минимум своей продукции, при этом увеличили объемы производства расположенные на территории России заводы так называемой отверточной сборки тракторов – МТЗ и ХТЗ, а также изготовители, осуществляющие лицензионную сборку тракторов ряда ведущих зарубежных фирм.
В результате все еще продолжающегося в тракторном машиностроении кризиса, сопровождающегося колебаниями цен не только на комплектующие, но и на продукцию заводов – изготовителей тракторов в целом, были существенно снижены не только общие объемы производства и отгрузки колесной и гусеничной тракторной техники для поставок на отечественный рынок по сравнению с докризисным 2007–2008 гг. периодом, но и во многом уменьшена номенклатура выпускаемых тракторов, дифференцированных по различным группам мощности, в основном до их базовых модификаций, а также значительно сужены их важнейшие потребительские качества. При этом фактически остановилось освоение новых, разработанных в последние годы конкурентоспособных высокопро-изводительных моделей.
Тем не менее в России для поставок на внутренний рынок за январь–декабрь 2011 г. произведено 15 843 трактора, в том числе соответственно 13 703 и 567 ед. колесных (вместе с тракторами МТЗ) и гусеничных тракторов, а также 921 ед. колесных и гусеничных тракторов ХТЗ и 652 ед. тракторов по лицензиям зарубежных фирм (приведенные данные не учитывают количество промышленных тракторов). При этом общее количество произведенных в 2011 г. тракторов в 1,7 раза превышает количество тракторов, выпущенных в 2010 г.
Производство тракторов в 2010–2011 гг., ед. |
Структура производства тракторов на рынке России в 2011 г., % |
Улучшили свою работу в январе–декабре 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. такие предприятия отечественного тракторостроения, как ЗАО «ПТЗ», ЗАО «Агротехмаш», ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец».
Увеличили производство тракторов (сборка тракторов МТЗ) ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ», ГУП РТ «ПО ЕлАЗ», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «Смолспецтех», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод». Причем из всех заводов, выпускающих на территории России тракторы МТЗ, только один – ОАО «САРЭКС» в 2011 г. произвел меньше тракторов, чем в 2010 г.
Сборка колесных и гусеничных тракторов увеличилась на ХТЗ ООО «Интерснаб», ООО «ТД ХТЗ-Белгород» и ООО «ТД ПодшипникМаш».
Структура производства отечественных колесных тракторов на рынке России в 2011 г., % |
Кроме того, улучшил работу по производству отечественных гусеничных тракторов и ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод».
Увеличили свое производство изготовители тракторов по лицензиям зарубежных фирм, в том числе ОАО «Ростсельмаш», а также ООО «Джон Дир Русь»; ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери» и ООО «Клаас».
Предприятие-изготовитель | Янв.–дек. 2010 г. | Янв.–дек. 2011 г. | Изменение, % (раз) 2011 г. к 2010 г. |
---|---|---|---|
Всего |
8497
|
15 843
|
в 1,7 раза
|
В том числе: | |||
Отечественные колесные, всего |
912
|
1075
|
117,8
|
Из них: | |||
ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ВМТЗ) |
639
|
523
|
81,8
|
ЗАО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ) |
231
|
432
|
187
|
ЗАО «Агротехмаш» |
33
|
104
|
в 3,2 раза
|
ОАО «Уралвагонзавод» |
–
|
–
|
–
|
ОАО «Липецкий трактор» (ЛТЗ) |
–
|
–
|
–
|
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец» |
9
|
16
|
177,7
|
Сборка колесных тракторов МТЗ, всего |
6409
|
12 628
|
197,3
|
В том числе: | |||
ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ» |
1278
|
4302
|
336,6
|
ГУП РТ «ПО ЕлАЗ» |
1387
|
3250
|
234,3
|
ОАО «Бузулукский механический завод» |
1168
|
1712
|
146,6
|
ОАО «Смолспецтех» |
1283
|
2593
|
202,1
|
ОАО «САРЭКС» |
1284
|
771
|
|
ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» |
9
|
49
|
в 5,4 раза
|
Сборка колесных и гусеничных тракторов ХТЗ, всего |
455
|
921
|
202,4
|
В том числе: | |||
ООО «Интерснаб» |
1
|
9
|
в 9 раз
|
ООО «ТД ХТЗ-Белгород» |
391
|
664
|
169,8
|
ООО «ТД ПодшипникМаш» |
63
|
248
|
в 3,9 раза
|
По лицензиям зарубежных фирм, всего |
189
|
652
|
322,6
|
В том числе: | |||
ООО «КамТЗ» |
4
|
–
|
–
|
ОАО «Ростсельмаш» |
136
|
233
|
171,3
|
ООО «Джон Дир Русь» |
–
|
275
|
–
|
ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери» |
49
|
134
|
273,5
|
ООО «Клаас» |
–
|
10
|
–
|
Отечественные гусеничные, всего |
532
|
567
|
106,6
|
В том числе: | |||
ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ) |
531
|
567
|
106,8
|
ОАО «Алтайский трактор» |
1
|
–
|
–
|
Прочие |
1255
|
715
|
57,0
|
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, выпуск № 3, март 2012 г. |
В то же время снизились объемы производства в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на ООО «ВМТЗ». Не выпустили ни одного трактора ОАО «Алтайский трактор», ОАО «Уралвагонзавод» и ОАО «Липецкий трактор».
Наибольшее количество тракторов для рынка России в 2011 г. произвели расположенные на ее территории изготовители тракторов МТЗ (сборка) (3/4 объема рынка). Далее по степени убывания расположились заводы, выпускающие отечественные колесные тракторы, а также занимающиеся сборкой тракторов ХТЗ, прочие предприятия и предприятия, производящие тракторы по лицензиям зарубежных фирм, заводы отечественных гусеничных тракторов.
Предприятия, производящие отечественные колесные тракторы, расположились по убыванию количества выпускаемых тракторов в следующем порядке: ООО «ВМТЗ», ЗАО «ПТЗ», ЗАО «Агротехмаш» и ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец».
Структура производства отечественных гусеничных тракторов на рынке России в 2011 г., % |
Единственным монополистом, выпускавшим гусеничные тракторы для рынка России в 2011 г., является ОАО «ТК «ВгТЗ», продукция которого при отсутствии поставок с ОАО «Алтайский трактор» охватывает в настоящее время 100% рынка.
Структура производства тракторов МТЗ (сборка) на рынке России в 2011 г., %
Из предприятий, поставляющих тракторы МТЗ для рынка России в 2011 г., лидером было ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ». Далее в порядке убывания следовали ГУП РТ «ПО ЕлАЗ», ОАО «Смолспецтех», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «САРЭКС» и ОАО «Череповецкий литейно-механический завод».
Россия по-прежнему остается главным рынком сбыта продукции МТЗ как в части производства, так и отгрузки готовых тракторов, в том числе за счет их отверточной сборки на территории России. Причем одним из весомых аргументов в пользу тракторной техники из Беларуси является ее дешевизна по сравнению с аналогичными тракторами ведущих зарубежных фирм.
Лидером поставок тракторов ХТЗ на рынок России в 2011 г. было ООО «ТД ХТЗ-Белгород». Далее в порядке убывания расположились ООО «ТД ПодшипникМаш» и ООО «Интерснаб».
Если говорить о производстве в России тракторов ведущих зарубежных фирм, то первое место по их производству занимало ООО «Джон Дир Русь», далее следует ООО «Ростсельмаш», затем ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери» и ООО «Клаас».
Производитель | 2010 г. | 2011 г. | Изменение, в %, раз |
---|---|---|---|
ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ» |
–
|
3 627 005
|
–
|
ЗАО «ПТЗ» |
2 578 422
|
3 053 160
|
118,4
|
ОАО «Смолспецтех» |
628 510
|
1 460 784
|
232,4
|
ООО «ТД ХТЗ-Белгород» |
577 336
|
1 121 609
|
194,3
|
ООО «ТД ПодшипникМаш» |
–
|
339 337
|
–
|
ЗАО «Агротехмаш» |
264 140
|
676 250
|
256,0
|
ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери» |
137 516
|
473 570
|
в 3,4 раза
|
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец» |
97 200
|
373 400
|
в 3,8 раза
|
ООО «ПодшипникМаш» |
–
|
339 337
|
–
|
ОАО «Уралвагонзавод» |
45 804
|
22 409
|
28,9
|
ООО «Интерснаб» |
1900
|
12 990
|
в 6,8 раз
|
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, выпуск № 3, март 2012 г. |
Самые высокие показатели по производству в России тракторов для аграрного сектора были у таких предприятий, как ООО «ВМТЗ», ЗАО «ПТЗ», ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ», ГУП РТ «ПО ЕлАЗ», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «САРЭКС», ООО «ТД ХТЗ-Белгород», ООО «ТД ПодшипникМаш», ОАО «Ростсельмаш», ООО «Джон Дир Русь» и ОАО «ТК «ВгТЗ, т. е. в числе лидеров, как и в 2010 г., оказались опять не отечественные заводы, традиционно выпускающие тракторы, а предприятия, осуществляющие отверточную сборку тракторов МТЗ.
Структура производства тракторов по лицензиям зарубежных фирм на рынке России в 2011 г., % |
Структура производства тракторов ХТЗ на рынке России в 2011 г., % |
В результате в январе–декабре 2011 г. на целом ряде положительно зарекомендовавших себя с точки зрения повышения выпускаемой продукции предприятий России по сравнению с 2010 г. существенно выросли в денежном выражении объемы производства колесной и гусеничной тракторной техники.
Производитель | Модель трактора | 2010 г. | 2011 г. | Изменение, в %, раз |
---|---|---|---|---|
ЗАО «ПТЗ» |
Всего
|
223
|
430
|
192,8
|
В том числе
|
||||
К-744Р05
|
14
|
29
|
207,1
|
|
К-744Р1
|
41
|
116
|
282,9
|
|
К-744Р2
|
72
|
167
|
231,9
|
|
К-744Р3
|
52
|
118
|
226,9
|
|
К-9450
|
–
|
–
|
–
|
|
ЗАО «Агротехмаш» |
Всего
|
67
|
131
|
195,5
|
В том числе
|
||||
АТМ 3180
|
16
|
52
|
в 3,3 раза
|
|
АТМ 4200
|
20
|
36
|
180,0
|
|
АТМ 5280
|
31
|
43
|
138,7
|
|
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец» |
К-707Т
|
11
|
15
|
177,8
|
ОАО «Смолспецтех» |
Беларус 82.1-СМ
|
1282
|
2405
|
187,6
|
ОАО «Уралвагонзавод» |
Всего
|
21
|
14
|
66,7
|
В том числе
|
||||
РТ-М-160
|
12
|
5
|
41,7
|
|
РТ-М-160У
|
9
|
9
|
100,0
|
|
ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ» |
Всего
|
–
|
3942
|
–
|
В том числе
|
||||
Беларус- 3022ДЦ1
|
–
|
95
|
–
|
|
Беларус-1220.3
|
–
|
161
|
–
|
|
Беларус-1523
|
–
|
196
|
–
|
|
Беларус-892
|
–
|
2335
|
–
|
|
Беларус-920
|
–
|
1068
|
–
|
|
ООО «ТД ХТЗ-Белгород» |
Всего
|
1170
|
–
|
|
В том числе
|
||||
ХТЗ-150К-09
|
–
|
412
|
–
|
|
ХТЗ-150К-09-01
|
–
|
72
|
–
|
|
ХТЗ-17221
|
–
|
296
|
–
|
|
ХТЗ-17221-01
|
–
|
76
|
–
|
|
Т-150-05-09-12
|
–
|
86
|
–
|
|
ООО «ТД ПодшипникМаш» |
Всего
|
–
|
225
|
–
|
В том числе
|
||||
ХТЗ-150К-09
|
–
|
70
|
–
|
|
ХТЗ-17221
|
–
|
132
|
–
|
|
ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери» |
Agrotron AT165.7
|
45
|
50
|
111,1
|
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, выпуск № 3, март 2012 г. |
В связи с ростом объемов производства тракторов на указанных предприятиях особый интерес представляют данные по количественной отгрузке отдельных моделей тракторов на отечественных заводах, а также тракторов МТЗ и ХТЗ, которые, очевидно, продолжают пользоваться наиболее устойчивым спросом у отечественных потребителей.
Данные по отгрузке готовой продукции (в денежном выражении) в 2011 г. для наиболее успешных в этом отношении предприятий приведены в таблице.
Эти данные показывают, что помимо увеличения производства тракторов на многих предприятиях возрос и показатель их отгрузки, что свидетельствует об оживлении на отечественном рынке колесных и гусеничных тракторов в 2011 г. Таким образом, увеличивающаяся реализация и сбыт тракторов, которые теперь застаиваются в меньших количествах на площадках готовой продукции, обеспечивают рост объемов их продаж, а значит, рентабельности предприятий, производящих эти тракторы.
Предприятие-изготовитель | 2010 г. | 2011 г. | Изменение, %, раз |
---|---|---|---|
ЗАО «ПТЗ» |
2 558 410
|
4 196 145
|
164,0
|
ЗАО «Агротехмаш» |
454 340
|
811 291
|
178,6
|
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец» |
70 900
|
294 300
|
в 4,2 раза
|
ОАО «Уралвагонзавод» |
82 157
|
59 454
|
72,4
|
ООО «Интерснаб» |
–
|
10 890
|
–
|
ООО «Ростсельмаш» |
10 608 627
|
17 793 528
|
167,7
|
ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери» |
209 165
|
374 217
|
178,9
|
ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ» |
–
|
3 499 135
|
–
|
ООО «ТД ХТЗ-Белгород» |
933 776
|
2 096 493
|
224,5
|
ОАО «Смолспецтех» |
659 018
|
1 497 037
|
227,2
|
ООО «ТД ПодшипникМаш» |
–
|
337 185
|
–
|
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, выпуск № 3, март 2012 г. |
Причем по-прежнему наибольшим спросом у заказчиков продолжает пользоваться продукция МТЗ, его сборочных предприятий на территории России как наиболее приспособленная к российским условиям эксплуатации.
Вместе с тем итоги начала 2012 г. свидетельствуют о продолжающемся накоплении на складах предприятий значительного количества нереализованных тракторов, в том числе как у дилеров ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ» и ОАО «САРЭКС», так и ОАО «ТК ВгТЗ», а также других производителей, в связи с чем по этому направлению еще предстоит напряженная работа на предприятиях, изготавливающих тракторную технику.
Кроме указанных выше моделей колесных тракторов небольшой и средней мощности, 2011 г. характеризовался появлением на отечественном рынке большого количества китайских и южнокорейских тракторов тяговых классов 0,6–1,4, причем ожидается, что в дальнейшем поставки этих тракторов будут только наращиваться и они существенно потеснят аналогичные тракторы из Беларуси.
Источник: http://www.os1.ru
Корзина пуста! |